Главная

Музеи Краеведение Спорт Новые технологии Наши таланты Выпускники Обратная связь

 

История средней школы № 37 ОАО "РЖД"

поезд-фотоМгинская школа, как и сам поселок, обязаны своим появлением строительству железной дороги Обухово - Званка (ныне Волховстрой).Места здесь были красивые. Вековой сосновый бор, уничтоженный во время Великой Отечественной войны, изобиловал птицами, водились разные звери. Река была богата рыбой: сырть, щука, окунь, хариус и др. Богатые люди строили здесь свои дачи и часто приезжали на охоту. В Санкт-Петербург можно было добраться по булыжной дороге до Невы, а дальше пароходом. Железнодорожное строительство началось в 1901 году, и среди красивого соснового бора, в 50 километрах от Санкт-Петербурга поселились первые железнодорожники. Их было всего 20 человек. Но ведь и станция поначалу была маленькой: деревянный вокзал с керосиновым освещением, два одноэтажных жилых дома. А название Мга - слово местное: так называлась речка, протекающая близ поселка ("Мха", "Мхе", "Муга", "Мья", "Мга"), что означает: "рыхлая земля", "слабый грунт", "морось", "мелкий дождик" и т. д. На станции обязательно присутствовал жандарм с пистолетом и шашкой. В одной половине вокзала было выделено место для икон, лампадки, кружки для сбора монет. Там проходили молебны. Движение поездов по однопутке до Званки началось в 1905 году. Через станцию Мга пассажирский поезд проходил один раз в сутки. Состав был маленький, вел его маломощный паровоз "овечка". С 1916 года поезд пошел до Петрозаводска. Но промышленных предприятий во Мге не было, не было больниц, учреждений культуры. В 1911 году на земле, переданной Петербургской епархии княгиней З. Н. Юсуповой (графиней Сумароковой-Эльстон), началось строительство церкви (освящение ее состоялось летом 1917 года); купцы построили двухэтажные дома, появились пекарня, трактир, потом здание почты, баня. Население росло (к 1917 году было более 200 человек), но школы не было. Территориально Мга относилась к Лезьенской волости, в которой до 1872 года школ не было вообще. В конце XIX и в начале XX века под влиянием общественно-педагогического движения стали возникать земские школы. В то время они считались лучшими. В них не только обучали чтению, письму, счету, но и давали сведения по истории, географии, естествознанию. Как более благонадежные открывались и церковно-приходские начальные школы.В Лезьенской волости до 1917 года работали 10 начальных школ: Лезьенская (образована в 1872 году, сначала министерская, потом земская), Турышкинская (с 1890 года, церковно-приходская), Пухоловская (с 1896 года, церковно-приходская), Ивановская (c 1900 года, церковно-приходская), Погорелушская (c 1907 года, 3-годичная, общесословная, земская), Сологубовская (с 1909 года, земская), Войтоловская (с 1910 года, церковно-приходская), Кирсинская (церковно-приходская), Карбусельская (с 1910 года, земская), Сиголовская (c 1910 года, земская).  Ближайшей к станции Мга была школа в деревне Погорелушка. "Дети учились в начальной школе с трехлетним курсом обучения в деревне Погорелушка. До третьего класса не все дети доходили. Родители брали их из школы и отдавали в пастухи и няньки - нужда заставляла. А те, которые заканчивали третий класс, дальше в основном не учились. Отрадой для детей школы была новогодняя елка с обязательным присутствием урядника и одна поездка в город на экскурсию" - так писала учительница начальных классов, много лет потом работавшая в Мгинской школе Спирова О.Г.

Удобное в транспортном отношении положение ст. Мга Северных ж.д. позволило ставить вопрос об открытии здесь школы более высокого уровня - Высшего Начального училища.

Высшие Начальные училища возникли по Положению 25 июня 1912 года. Это были 4-х классные учебные заведения с годичным курсом обучения в каждом классе. Обучались обычно дети средних слоев городского населения в возрасте 10 - 13 лет, которые уже закончили начальную школу. Преподавали в училище Закон божий, русский язык и словесность, арифметику и начала алгебры, геометрию, историю России, естествознание, физику, рисование и черчение, физические упражнения и рукоделие (для девочек).

Точных данных о дате открытия Мгинского Высшего начального училища нет. По данным Центрального государственного архива Санкт-Петербурга одна из первых учительниц училища 25-летняя Антропова (потом Киршина) Лидия Филипповна, окончившая школу со специальными педагогическими классами и педагогические одногодичные курсы при учительском институте, первого октября 1916 года была переведена в Мгинское Высшее начальное училище Петроградской губернии Шлиссельбургского уезда Лезьенской волости.Первым заведующим училища был назначен 34-летний Крейдич Георгий Маркович, выходец из крестьян, в 30 лет закончивший Санкт-Петербургский учительский институт, где изучив закон божий, русский язык, математику, естественную историю, физику, историю, географию, пение, чистописание, черчение и рисование, получил звание учителя городского училища.

Мгинское училище было смешанным, в нем обучались девочки и мальчики вместе. Наполняемость классов была небольшой, в первый год работали только два класса. Приезжие дети жили у родственников или снимали квартиру.

Своего здания у училища не было, приходилось арендовать; имущество более чем скромное по сравнению даже с другими начальными школами Лезьенской волости: 60 двухместных парт (частично заимствованных в Погорелушской школе), 3 стола для учителя, 1 стол для квартиры учителя, 4 шкафа для учебных пособий, 1 висячая лампа, 3 железных ведра, 1 кочерга, 1 ковш, 1 жестяной умывальник, 1 жестяной чайник, 3 вешалки.

В 1918 году по новой реформе Мгинское Высшее начальное училище стало Единой Трудовой школой 2-ой ступени. В то время в школе в четырех классах 2-ой ступени всего 44 ученика, из них 38 - приезжие. Число групп, число учащихся в группах часто менялись. Не всегда были все группы. Учащиеся часто выбывали из школы, иногда умирали от оспы, скарлатины, сыпного тифа или других болезней. Занималась Мгинская школа в неприспособленном для занятий помещении - в двухэтажном деревянном доме Алексутина С.В., расположенном на Железнодорожной улице напротив вокзала. С 1919/1920 учебного года в Мгинской школе появились группы 1-ой ступени. 126 детей в группах 1-ой и 45 в классах 2-ой ступени приветствовал в начале года председатель Школьного совета Столяров Михаил Васильевич. Вел он географию, историю, арифметику. Вместе с ним в школе работали еще 7 учителей.

С января 1922 года Мгинская школа стала железнодорожной школой 1-го района Мурманской железной дороги. В России железнодорожные школы существуют с 1890 года. Они призваны были учить детей железнодорожников, и Министерство путей сообщения выделяло определенные средства для содержания школ и других учебно-воспитательских учреждений. С Железнодорожной улицы школа была переведена в конфискованную двухэтажную дачу Бычкова Г.С., расположенную на углу улицы Красного Октября и им. Дзержинского.

С 1926 года в рабочих поселках создавались фабрично - заводские семилетки (ФЗС), в которых учащихся знакомили с трудовыми процессами на базе производства. Мгинская школа 1-й и 2-й степени стала школой ФЗС. Учащиеся знакомились с работой железнодорожного транспорта, даже сами преподаватели стали изучать основы железнодорожного дела. После окончания школы учащиеся могли продолжать обучение в 8 классах средних школ или поступать в средние специальные учебные заведения. С ростом районного поселка растет и Мгинская школа ФЗС. На том самом месте, где сейчас стоит железнодорожная школа № 34, в 1930 году Мгинский райисполком построил двухэтажную бревенчатую школу. Наконец-то мытарства Мгинской школы закончились, и в сентябре 1930 года она переселилась в собственное здание.

Школа имела форму буквы "Ш". В ней было 12 классных комнат, физкультурный зал, слесарная мастерская, библиотека и другие подсобные помещения. На первом этаже работали кухня для интерната и столовая, начальную школу кормили завтраками. В центральном выступе была раздевалка и мастерские. Физкультурный зал на втором этаже. В торжественные дни он становился актовым. В школе было 265 учеников, работали 13 учителей, из них 1 член партии, 4 учителя вели несколько предметов, только искусство (пение, рисование, лепка) преподавали 2 учителя, гигиену и физкультуру - 2 человека; в школе 2 руководителя трудовых процессов, есть завхоз, делопроизводитель, повар, сторож (жил в помещении школы), 6 уборщиц (на одну уборщицу - 44 ученика). В школе 66 октябрят, 136 пионеров, 10 комсомольцев (в комсомол принимали с 14 лет).По национальности в школе: 246 - русские, 10 эстонцев, 3 поляка, 1 татарин, 3 финна, 1 немец. Обучение в школе ведется на русском языке.

В связи с решением ЦК ВКПб от 5 сентября 1931 года в Ленинградской области образованы школы повышенного уровня - образцовые. Такой школой стала Мгинская фабрично-заводская семилетка (ФЗС), а потом ФЗД ( фабрично-заводская девятилетка). В этих школах создавались лучшие условия для повышения качества школьной работы, улучшалось организационно- методическое руководство, изыскивались средства на политехническое оборудование, на наглядные пособия, на первоочередное обслуживание учителей образцовых школ санаторно-курортными путевками, премиями.

Мгинская средняя образцовая школа в это время стала школой номер 1 Кировской железной дороги.

В 1939 году после опубликования Закона о всеобщей воинской обязанности в школе организован специальный военный кабинет. Учащиеся 9 и 10 классов военные знания получали в оборонных кружках и на уроках военной подготовки. Занятия в военном кабинете шли каждый день в две смены. Военрук Подольский Илья Александрович вел занятия в старших классах по программе военно-допризывной подготовки.

В 1939 году в связи с реорганизацией на ж/д Мгинская школа стала средней школой № 33 Октябрьской железной дороги.

Во время Великой Отечественной войны многие учителя и ученики школы погибли, защищая свою Родину. Большой материал на эту тему собран сейчас в музее нашей школы. После войны школу пришлось отстраивать заново. На восстановлении школы работали учителя и ученики, вернувшиеся из эвакуации во Мгу. С января 1947 года в железнодорожной школе № 33 занятия начались в новом здании. Вернулись в школу старые и пришли новые учителя.

Приказом начальника учебных заведений № 603 от 19.12.47 года введена новая нумерация школ Октябрьской железной дороги. С 12 января 1948 года Мгинскую школу стали именовать железнодорожной средней школой № 34. Под этим номером она проработала до 2004 года, когда вошла в состав открытого акционерного общества "Российские железные дороги" .

В 2007 году наша школа отметила 85-лет с момента вступления в систему железных дорог России. Какая же она, школа № 37, сегодня?

 

Главная

Музеи Краеведение Спорт Новые технологии Наши таланты Выпускники Обратная связь
Hosted by uCoz